родной русский язык 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса составлена в
соответствии с
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской
Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования»;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в
ФГОС СОО»;
- Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программой по учебному
предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих
программы основного общего образования
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский родной язык. Алексанлрова О.М.,
Загоровская О.В.,Богданов С. И.,Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н.,Добротина И.Н.,
НарушевичА.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П - Москва, «Просвещение»,
Объем программы.
Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели по 1 часу)

Планируемые результаты освоения учебной программы по
предмету
«Русский родной язык»
Личностные результаты
1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального
народа
России,
сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);
2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок;
3. Обладание чувством собственного достоинства;
4. Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
5. Готовность к служению Отечеству, его защите;
6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом
потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
8. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

9. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
10. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
11. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
12. Сформированность
способности
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
13. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
14. Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к
физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
15. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни;
16. Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
17. Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
18. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
19. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни;
20. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметные планируемые результаты
Регулятивные
1. Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
2. Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
3. Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
4. Самостоятельно составлять планы деятельности;
5. Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности;
6. Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
7. Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
8. Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
9. Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
10. Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

11. Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
12. Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
13. Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Познавательные
1. Искать и находить обобщенные способы решения задач;
2. Владеть навыками разрешения проблем;
3. Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач,
применять различные методы познания;
4. Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
5. Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
6. Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной
жизни;
7. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
8. Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
9. Проявлять
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
10. Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
11. Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:
- ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы
и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели;
- планировать работу;
- осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных
данных;
использовать
элементы
математического
моделирования
при
решении
исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы
- осуществлять презентацию результатов;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов;

12. восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
13. отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
14. находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
15. вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества
16. Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задач
17. Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
18. Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
19. Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность;
20. Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов;
21. Уметь ориентироваться в различных источниках информации;
22. Использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
23. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Коммуникативные
1. Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
2. Учитывать позиции других участников деятельности;
3. Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого;
4. Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
5. При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
6. Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
7. Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений;
8. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;
9. Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Предметные результаты
Выпускник научится:
 использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
 использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
 создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;
 использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
 извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
 преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
 выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
 соблюдать культуру публичной речи;
 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
 использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
















иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники
для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).

воспитательный потенциал каждого урока:
· устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
активизации их познавательной деятельности;
· побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
· привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,
организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать,
высказывать мнение;
· использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
· применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры,
дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
· организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками;
· инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.

Содержание учебного предмета
11 класс.

Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной
литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских
писателей (на региональном материале ).
Раздел 2. Культура речи (18 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях (с включением регионального
материала). Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ
текста.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых
и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Использование приема синтаксической
синонимии
в произведениях
южноуральских писателей и поэтов.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении.
Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом
общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация.
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические
дебаты. Составление презентации и самопрезентации.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.
№
п/п

Тема

1

Язык и культура

Колво
часов

Колво К/Р

5

-1

Формы
организации
учебной деятельности,
проектная
деятельность
Фронтальная,
Индивидуальная
Групповая
Парная
Кооперативногрупповая
Дифференцированная
Дифференцированно-

Виды деятельности учащихся

Устный ответ, письменный ответ,
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений сво
Самостоятельная работа с учебником
Работа с научно-популярной литерат
Отбор и сравнение материала по нес
Выполнение заданий по разграничен
Систематизация учебного материала

2

Культура речи

18

3

Речевая
деятельность.
Текст

9

4

Повторение

2

1

1

групповая
Индивидуальногрупповая
Проект
«Известные
ученые – лингвисты.
Их вклад в развитие
русского языка».
Фронтальная,
Индивидуальная
Групповая
Парная
Кооперативногрупповая
Дифференцированная
Дифференцированногрупповая
Индивидуальногрупповая
Проект
Фронтальная,
Индивидуальная
Групповая
Парная
Кооперативногрупповая
Дифференцированная
Дифференцированногрупповая
Индивидуальногрупповая
Проект

Анализ таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.

Фронтальная,
Индивидуальная
Групповая
Парная
Кооперативногрупповая
Дифференцированная
Дифференцированногрупповая
Индивидуальногрупповая
Проект

Устный ответ, письменный ответ,
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений сво
Самостоятельная работа с учебником
Работа с научно-популярной литерат
Отбор и сравнение материала по нес
Выполнение заданий по разграничен
Систематизация учебного материала
Анализ таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.

Устный ответ, письменный ответ,
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений сво
Самостоятельная работа с учебником
Работа с научно-популярной литерат
Отбор и сравнение материала по нес
Выполнение заданий по разграничен
Систематизация учебного материала
Анализ таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.

Устный ответ, письменный ответ,
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений сво
Самостоятельная работа с учебником
Работа с научно-популярной литерат
Отбор и сравнение материала по нес
Выполнение заданий по разграничен
Систематизация учебного материала
Анализ таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.

Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
1

2
3
4
5

Дата
план

Дата
факт

Колво
часов

Тема
урока

Контроль

Раздел 1. Язык и культура(5 ч)
1
Язык – основа истории и
сущность духовной культуры
народа.
1
Язык
и
художественная
литература.
1
Язык
современной
Практическая работа
художественной литературы.
1
Проверочная работа № 1 «Язык
современной литературы»
1
Проект. «Известные ученые –
Проект
лингвисты. Их вклад в развитие
русского языка».
Раздел 2. Культура речи (18 ч)

6
7

8
9

10
11

12
13
14

15

Традиционный принцип русской
орфографии
Орфоэпические
и
лексические
нормы русского языка.

1

Морфологические
нормы
русского языка.
Выбор
вариантов
морфологической формы слова и
ее сочетаемости с другими
формами.
Синтаксические нормы русского
языка.
Проверочная
работа № 2
«Нормы современного русского
языка»
Источники
богатства
и
выразительности русской речи.

1

Синтаксическая синонимия.
Изобразительно-выразительные
возможности
морфологических
форм.
Изобразительно-выразительные

1
1

Практикум

1

Практикум

1

Орфографический и пунктуацио
практикум
Орфографический и пунктуацио
практикум

Орфографический и пунктуацио
практикум

1

1
1

1

Проверочная работа

Орфографический и пунктуацио
практикум

16
17
18
19
20
21

22
23

24
25

26
27

28
29
30
31
32
33

34

возможности синтаксических
конструкций
Средства речевой выразительности
в текстах различных типов речи.
Словари русского языка
Практикум
«Словари
языка
писателей».
Влияние социальных сетей на
язык.
Слоганы современной рекламы с
точки зрения культуры речи.
Сочинение
« Телевидение и
культура речи. Единство или
противоречия?»
Протокол делового общения.
Телефонный этикет в деловом
общении.

1

Практикум

1
1

Практикум

1
1
1

Сочинение

1
Работа с текстом

Раздел 3. Речевая деятельность. Текст. (9 ч.)
1
Текст как единица языка и речи.
Работа с текстом
Структура аргументации: тезис,
аргумент.
Способы
аргументации.
Прямые
и
косвенные
доказательства.
Язык
художественной
литературы.
Прецедентные
тексты.

1

Работа с текстом

1

Работа с текстом

1

Работа с текстом

Диалогичность в художественном
произведении.
Прецедентные тексты.

1

Работа с текстом

1

Работа с текстом

Контактное и дистантное общение.

1

Работа с текстом

Повторение (2 ч)
1
изученного

Повторение
материала.
Промежуточная
аттестация
Контрольная тестовая работа

1

Анализ текстов

Тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».