ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена для 11 класса и рассчитана на 34 часа. Обучение математике происходит в процессе решения тестовых заданий по всему курсу, где ясно и убедительно показывается на конкретных примерах, что для любой экзаменационной задачи нужно использовать базовые знания свойств рассматриваемых в задаче математических объектов. Содержание практикума нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание практикума расширяет представление учащихся о собственных возможностях, знакомит с необычной методикой – учиться подбирать наиболее разумный ответ или тренироваться в его угадывании, формирует нестандартное мышление учащихся. Практикум может научить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает следующие моменты: - обучение постоянному жесткому самоконтролю времени; - обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий; - обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания; - обучение приему «спирального движения» по тесту. Самым центральным моментом практикума «Подготовка к ЕГЭ по математике» является обучение школьника приемам мысленного поиска способа решения, а для этого следует показать учащимся всю картину поиска в трудных задачах. Содержание программы позволяет построения методической подготовки к ЕГЭ: сформулировать принципы Разумно выстраивать подготовку по тематическому принципу, соблюдая «правило спирали» - от простых типовых до сложных заданий; На этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое; Переход к комплексным темам разумен, когда у школьника накоплен запас общих подходов и есть опыт в их применении; Все тренировочные тесты следует проводить в режиме жесткого ограничения времени; Увеличить максимальную нагрузку как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере; Нужно учить максимально использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом. В основе формирования способности к творческой самореализации личности ребенка лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории. Данный элективный курс является предметно ориентированным для учащихся 11 класса общеобразовательной школы по подготовке к ЕГЭ по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, их познавательных потребностей и интересов, на формирование у старшеклассников новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов. Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Курс поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой. При составлении настоящего элективного курса использовались материалы сети Интернет. Цели курса: - обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики; - познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики; - сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач. Логика освоения учебных тем определяется задачами: развить интерес и положительную мотивацию изучения математики; помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования; расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач. Изучить оригинальные приемы решения тестовых заданий; Формировать твердое убеждение в успешности сдачи ЕГЭ; Приобрести исследовательские компетенции математических задач; Повысить интерес к предмету; Приобщить детей к общечеловеческим ценностям; Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. в решении Структура курса представляет собой 5 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий – практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на занятиях учащимсярекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть – дома самостоятельно. Формы и методы контроля: тестирование по каждой теме. Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень развития математического мышления тестируемого. Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с программой практикума. В результате изучения курса учащиеся должны знать: Методы решения различных видов уравнений и неравенств; Основные приемы решения текстовых задач; Элементарные методы исследования функции; должны уметь: Проводить преобразования в степенных и дробно-рациональных, а также в тригонометрических и логарифмических выражениях; Решать уравнения и неравенства различного типа; Исследовать функции элементарными методами; Решать многие задания с применением оригинальных приемов; Решать различные текстовые задачи; Применять свойства арифметической и геометрической прогрессии, решая смешанные задачи; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей. точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий; уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций; применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема занятия Всего часов 1 блок Уравнения и системы уравнений 2 блок Неравенства 11 5 3 блок Задачи с параметром 3 4 блок Математический анализ 5 5 блок Геометрия. Стереометрия 10 СОДЕРЖАНИЕ Рассматриваемый материал курса разбит на блоки, в которых приводятся задания иупражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля. В начале каждой темы блока приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач, уравнений, систем уравнений и неравенств. В конце блока предлагаются задания на отработку приведённых способов решения. Для проверки усвоения материала проводятся тесты с задачами различной трудности. Задания 1 блока: 1) линейные и квадратные уравнения 2) дробно-рациональные уравнения 3) иррациональные уравнения 4) тригонометрические уравнения Задания 2 блока: 1) рациональные неравенства 2) иррациональные неравенства 3) тригонометрические неравенства Задания 3 блока: 1) Простейшие уравнения и неравенства с параметром 2) Простейшие задачи с модулем Задания 4 блока: 1) Область определения и множество значений функции 2) Периодичность, возрастание (убывание), экстремумы функции 3) Наибольшее (наименьшее) значение функции 4) Ограниченность, сохранение знака функции 5) Связь между свойствами функции и её графиком 6) Значения функции Задания 5 блока: 1) Расстояние от точки до прямой; от точки до плоскости; между прямыми; между прямой и плоскостью; между плоскостями. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ практикума по математике для 11 класса на 2023 – 2024 учебный год № уро ков 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Дата проведения урока Тема План Уравнения и системы уравнений (11 часов) Линейные и квадратные уравнения. Линейные и квадратные уравнения. Решение систем. Дробно - рациональные уравнения. Дробно - рациональные уравнения. Решение систем. Дробно - рациональные уравнения. Решение систем. Иррациональные уравнения. Иррациональные уравнения и системы. Иррациональные уравнения и системы. Тригонометрические уравнения. Тригонометрические уравнения. Решение систем. Тригонометрические уравнения. Решение систем. Неравенства (5 часов) Рациональные и иррациональные неравенства. Тригонометрические неравенства. Тригонометрические неравенства. Неравенства с модулем. Неравенства с модулем. Задачи с параметром (3 часа) 17 18 19 Простейшие уравнения с параметром. Простейшие неравенства с параметром. Простейшие задачи с модулем. Математический анализ (5 часов) 20 Область определения значений функции. Периодичность, 21 Факт и множество возрастание Примеча ние 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 (убывание), экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Ограниченность, сохранение знака функции. Связь между свойствами функции и ее графиком. Значения функции. Геометрия. Стереометрия (10 часов) Расстояние от точки до прямой. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между прямыми. Расстояние между прямыми. Расстояние между прямой и плоскостью. Расстояние между плоскостями. Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью. Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью. Решение задач на нахождение расстояний между плоскостями. Решение задач на нахождение расстояний между плоскостями. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса. 1. Материалы ЕГЭ 2020 – 2023. Интернет ресурсы: Газета «Математика» «издательского дома» «Первое сентября» http://www.mat. 1september.ru Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/collection/matematika/Образовательный математический сайт Exponenta.ru http://www. exponenta.ru Общероссийский математический портал MathNet.Ruhttp://www.mathnet.ru Портал Allmath.ru - вся математика в одном месте http ://www. allmath.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/subjects/1 Математические олимпиады и олимпиадные задачи: содержит задачи математических олимпиад всех уровней: от районных и городских туров до международных соревнований. На сайте проводятся конкурсы по решению задач. Есть рассылка материалов сайта. Задачи конкурсных экзаменов по математике : очень хорошее пособие для поступающих в вузы. Содержит грамотный подбор конкурсных задач, интересных и по содержанию и по методам решения. Образовательный портал «Физ-Мат» класс: образовательные и методические материалы, пособия по элементарной математике и физике для школьников, абитуриентов и учителей. Задания математических и физических олимпиад и ЕГЭ с решениями и комментариями, библиотека книг и статей, видеолекции, теория и методика. Вся элементарная математика. Средняя математическая интернетшкола (подготовка в вузы и колледжи). На сайте размещены теоретические сведения и примеры решения задач по всем разделам школьного курса математики. Решение задач по математике online: сайт по решению задач линейной алгебры в режиме онлайн. Представлены способы решения линейных систем, вычисление определителей, действия с матрицами. Задачи решаются с применением алгоритма, позволяющего найти наиболее красивое решение. Решения представлены подробно. http://www.fipi.ru/ - открытый банк заданий ЕГЭ www.ege.edu.ru - Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. http://reshuege.ru/ - образовательный портал подготовки к ЕГЭ http://alexlarin.net/ - полезные материалы и обсуждения ЕГЭ, демоверсии, тренировочные работы www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал. portfolio.1 september.ru - Фестиваль ученических работ «Портфолио» («Первое сентября»). Это возможность формирования индивидуального портфолио в открытом доступе.